Арабские общества захлестнула волна мощных антиправительственных выступлений.
Неизбежно встает вопрос: приведут ли они к демократизации, или послужат
тотальной исламизации? В пользу последнего варианта развития событий говорят
последствия свержения целого ряда светских диктатур Ближнего Востока, например,
шахского Ирана или бааситского Ирака. Среди ученых и политиков бытует мнение,
что на Востоке вообще никогда не было и не может быть демократического
устройства. Член Комитета по международным делам Государственной Думы РФ
С.А.Багдасаров справедливо признает единственным исключением Ливан -
государство, в котором за традиционно влиятельной христианской общиной был
конституционно закреплен ряд ключевых постов в правительстве. Но после недавнего
прихода к власти "Хизбаллы", обеспеченного теми политическими группировками,
которые еще недавно на самом Западе ассоциировались с оплотом демократии и
независимости от Сирии, вера в ливанскую демократическую модель тоже
пошатнулась.
Что тогда говорить о других арабских странах, совсем незнакомых с практикой
функционирования цивилизованного политического рынка? Но именно в таких странах
сегодня антиправительственные выступления достигли небывалого размаха.
Вслед за Тунисом всплеск антиправительственных выступлений произошел в
Египте. Не спокойно и в ряде соседних ближневосточных стран, даже в традиционно
умиротворенной Сирии. По последним сведениям, поступающим из крупных городов
этой страны, армейские подразделения патрулируют центральные улицы и магистрали.
Еще одной мерой предосторожности стала кампания по изъятию из частного обращения
спутниковых тарелок. Таких мер здесь, кажется, не предпринимали даже в периоды
максимального обострения международной обстановки. Признаки нервозности по
отношению к политическим оппонентам-исламистам проявляют и правители
экономически не бедствующей Саудовской Аравии.
Итак, что же в действительности движет людьми, решившимися открыто выступить
против правительства в странах, где любые несогласованные с властью политические
инициативы жестоко караются? Каким образом это явление приобрело столь массовый
характер?
Люди выходят на улицы, потому что мечтают о переменах к лучшему и уже не ждут
ничего хорошего от засидевшихся у власти правителей. Внешнеполитическая история
современных арабских государств способствовала выдвижению на первые роли
военных. В 1970-х гг. среди сторонников сирийской компартии ходила забавная
агитка: "Кому живется лучше всех? В Сирии - военным, в Америке - банкирам, а в
СССР - детям". Тезис о привилегированном положении советских детей оставим в
стороне, американским банкирам, при всем их богатстве, на фоне кризисных явлений
где-то можно посочувствовать, зато сирийские военные по-прежнему высоко держат
марку, несмотря на внешнеполитические трудности страны.
Итак, связи с эмигрировавшими родственниками и высокотехнологичные каналы
информации позволяют узнать о жизни на Западе, кажущейся издалека легкой,
доставшейся тем, кто ее не заслуживает.
Даже в странах, где СМИ находятся под самым жестким контролем государства,
спутниковое телевидение и интернет успешно распространяют компромат на "сильных
мира сего". Люди с досадой узнают, что, пока им приходится с огромными усилиями
балансировать на грани бедности, а то и нищеты, и выслушивать пламенные призывы
правителей быть патриотами и терпеливо сносить все тяготы кризисного времени,
правители ведут расточительный образ жизни, открывают счета в солидных
иностранных банках, скупают за границей дорогую недвижимость. При таких
обстоятельствах созревает питательная среда для популистов, внушающих народу,
что он достоин лучшей жизни, а во всех бедах повинно продажное коррумпированное
правительство. Коррумпированность люди знают по собственному опыту. Они ее не
просто знают, они ее ежедневно чувствуют. Но для открытого массового протеста
этого еще недостаточно. Люди обычно опасаются нестабильности. И тут важным
моментом для инициирования открытого конфликта с властью становится появление
информации о гигантских масштабах коррупции, поражающих воображение обывателя.
Местом периодического слива подобной информации стал с недавних пор легендарный
"Викиликс", из которого черпают свое "вдохновение" тысячи журналистов по всему
миру. Почувствовав себя "в дураках", человек уже не может простить обиду еще
недавно горячо любимому правительству. Но и этого мало для массовых
организованных выступлений. Нужны достаточно профессиональные организаторы и
материальные средства. Последние в арабские страны могут поступать откуда
угодно: из Кувейта, Саудовской Аравии, Ирана, от прикормленной на Западе
оппозиции, от самого Запада.
Более сложным выглядит, на первый взгляд, вопрос об организаторах
антиправительственных акций. Казалось бы, откуда им взяться при "авторитарном",
а тем паче "тоталитарном", режиме? Арабские страны не однородны, в некоторых
допускается в "разумных" пропорциях безобидная системная оппозиция. В условиях,
когда практически нет легальных каналов для выражения протеста, едва ли не
единственным таким каналом оказывается, как это ни странно, мечеть. Конечно,
духовная власть в светских арабских обществах, как правило, не самостоятельна, а
духовенство далеко не однородно в своих политических устремлениях. И все же,
мечети - то место, над которым не может быть установлен полный контроль, а
исламское духовенство - та группа общества, которую властям лишний раз открыто
наказывать опасно. Именно здесь концентрируется реальная оппозиция. И в Тунисе,
и в Египте люди выходили на массовые манифестации из мечетей. Дело не только в
том, что исламское духовенство недовольно светским режимом. Просто мечети
превратились в ячейки оппозиции, и изначально вполне светски ориентированная
оппозиция вынуждена платить за до поры до времени латентное вызревание
идеологической лояльностью исламу.
Это один из ответов на вопрос: почему в арабских странах следует ожидать
исламской окраски антиправительственных движений. У неструктурной оппозиции
просто нет другого выбора, и в этом отчасти повинны сами светские власти.
Заметим также, что светский образ жизни - изначально удел горожан.
Мобилизованное население мегаполисов как раз и представляет ту силу, которой
стоит опасаться правящей элите. Но самый высокий процент эмигрантов из арабских
стран приходится на долю горожан, то есть городское население постоянно покидает
свою страну. Его сменяют все новые переселенцы из деревень. В некоторых странах,
кстати, среди горожан традиционно высока доля христианского населения,
подверженного еще более интенсивным миграционным процессам. Но христиане даже в
светском ближневосточном арабском государстве (опять же, исключая недавнее
прошлое Ливана) не способны на ведение сколько-нибудь самостоятельной
политической линии. "Деревнизация" арабских городов - еще один довод в пользу
высокой вероятности движения арабских обществ в сторону исламизации. Мусульманам
из деревни проще внушить, что социальные проблемы проистекают от "жизни не по
Корану". Ислам пронизывает все стороны жизни традиционного мусульманина. Да и
его стремление к благам западной жизни вовсе не означает готовность отказаться
от собственных традиций. Мусульманские эмигранты отправляются на Запад не для
того, чтобы полностью отказаться от традиционного уклада, променяв свою религию
на материальные блага, а, скорее, для того, чтобы получить возможность
поддерживать привычный уклад с наименьшими усилиями.
Пока будет продолжаться "деревнизация" городов, сложно ожидать, чтобы любой
сколько-нибудь серьезный сдвиг в сторону более открытой конкуренции за поддержку
масс не обернулся расширением исламизации. "Больше" ислама - это то, чем идущие
на смену политические элиты реально могут завоевывать и удерживать симпатии
масс, будучи не способными достичь позитивных результатов в экономической сфере.
Обратимся к волнующей всех ситуации в Египте. Приемлемым лицом для оппозиции
стал М. Аль-Барадай - светский лидер, имеющий больше шансов объединить оппозицию
и добиться, в случае прихода к власти, быстрого признания на Западе. Но на
плечах такого светского лидера в Египет приедет тотальная исламизация. Напомним,
что Аль-Барадай уже косвенно приложил свою руку к исламизации Ирака, находясь на
посту директора МАГАТЭ. Воспоследовавшая под предлогом иракской ядерной угрозы
американская оккупация привела к установлению в Ираке исламского режима.
Пока еще есть шансы, что Х. Мубарак сумеет, хотя бы временно, остаться у
власти. Но и в этом случае страна уже не будет похожа на прежний Египет.
Мубареку придется согласиться с передачей львиной доли политического
пространства разного рода исламистам.
Особенность современного момента заключается в том, что перемен жаждут все: и
мусульмане, и христиане. Сложная ситуация, в которой оказалось египетское
правительство, подрывает его авторитет среди большинства групп населения. В
подобных ситуациях именно меньшинства нередко становятся той жертвой, которую на
каком-то этапе приходится принести политическим лидерам.
В современном Египте копты-христиане составляют по разным данным от 7 до 10
млн человек. Наблюдавшееся в последние годы расшатывание власти уже сказалось на
росте насилия над христианами. Представительство христиан во властных структурах
является непропорционально низким. Кроме того, средний христианин образованнее и
материально обеспеченнее среднего мусульманина. Египетские мусульмане, по словам
д.и.н. В.В. Белякова, воспринимают христиан чужаками, несмотря на общие
этнические корни (и те, и другие, в большинстве своем потомки древних египтян),
и порой считают иноэтничных мусульман более близкими общностями, чем
единокровных коптов. Копты относятся к "группе риска", и крушение власти в
Египте может стать такой же трагедией, какой стало для другого
древнехристианского народа - иракских ассирийцев - крушение режима Саддама
Хуссейна. С момента вторжения американских войск в Ирак численность ассирийцев
снизилась с примерно 1 млн до нескольких сотен тысяч. Множество ассирийцев
сегодня прозябает в лагерях для беженцев в соседних странах. В самом Ираке
ассирийцы практически ежедневно подвергаются нападению террористов. Они угрожают
христианам, требуя перейти в ислам или убраться из Ирака. Навязанная
американцами игра в демократию привела лишь к замене светской псевдореспублики
исламской псевдореспубликой, в которой, при отсутствии автономии для
христианского народа, ему просто не предусмотрено место.
Что ждет египетских коптов, мы увидим в ближайшее время. Для безопасности
египетских христиан диктатура выглядит предпочтительнее бесплодной имитации
западных моделей демократии.
Возвращаясь к вопросу о том, возможна ли демократизация арабских обществ, я
не стал бы говорить, что она невозможна вообще. Но при нынешнем стечении
обстоятельств она действительно выглядит чем-то невероятным. Думаю, что в
ближайшее время Египет захлестнет мощная волна исламизации |